Легенда ЗИС-5: при чем тут три брата-коммуниста? — журнал За рулем
В основе ЗИС-5 – американский Аutocar SA 1929 года. На его производство СССР купил лицензию. Сначала в Москве собирали из импортных деталей АМО-2 . Потом появился АМО-3 — тот же грузовик, но уже полностью из отечественных комплектующих. А с 1933-го начали выпуск ЗИС-5 — уже сильно модернизированной версии.
Американский 4,9-литровый двигатель Hercules развивал 60 л.с. Объем мотора на ЗИС-5 увеличили до 5,6 л, а мощность подняли до 73 л.с. Стандартный грузовик с базой 3810 мм имел грузоподъемность 3000 кг. Нижнеклапанный шестицилиндровый двигатель выпускали с множеством модернизаций аж до конца 1980-х.
После Великой Отечественной войны завод делал ЗИС-50 – тот же ЗИС-5, но с усовершенствованным мотором ЗИС-120 (тоже 5,6 л, но мощностью уже 90 л.с.). ЗИСы потому и работали по всей стране десятилетиями, что на них без труда ставили новые, более поздние узлы и агрегаты.
В отличие от полуторки ГАЗ-АА, где бензин к карбюратору шел самотеком, у ЗИС-5 стоял бензонасос. А бензобак был расположен… под сиденьем! По современным представлениям о безопасности – решение, мягко говоря, сомнительное. Но тогда на это смотрели проще.