«Спортивное» масло: аргументы «за» и «против»
Моторные масла для гоночных автомобилей вызывают интерес не только профессиональных механиков и пилотов спортивных команд или владельцев «прокачанных» машин. «Гоночные» масла разрабатываются с расчетом на повышенные нагрузки, и многие водители автомобилей «гражданских» серий (особенно любители экстремальной скорости) думают, что «спортивное» масло — лучший выбор для них. Попробуем вместе разобраться, в каких случаях автомобилю подойдет именно такое моторное масло. В качестве примера возьмем российские разработки LUKOIL GENESIS RACING 5W-50 и GENESIS SPECIAL RACING 10W-60 , действительно используемые профессиональными гоночными командами, и при этом доступные массовому потребителю.
Современные автопроизводители справедливо рассматривают моторное масло не просто как расходный материал, смазывающий подвижные части двигателя. Масло — важнейший компонент, который должен быть адаптирован к конструкции машины. Снижение трения и износа, охлаждение зон высоких температур, очищение от загрязнений, защита деталей от коррозии, уплотнение поршня и гильзы для обеспечения максимального КПД двигателя, создание масляного клина в подшипниках коленвала и газораспределительного механизма – все это работа моторного масла.
Сразу оговоримся, что в автомобиле (даже используемом в гонках), для которого автопроизводитель рекомендует применение маловязких продуктов (например, 0W-20 или 5W-30), конструкционные особенности (ширина зазоров и диаметр масляных каналов) ограничивают столь радикальный переход на высоковязкое масло. В таком случае возникает серьезный риск «масляного голодания» двигателя. И напротив, в автомобиле с солидным пробегом, для двигателя которого изначально предписывалось масло более близкого класса вязкости 5W-40, переключение на «пятидесятку» может пройти «безболезненно».
Повышенная вязкость масла в двигателе гоночной машины — это также «страховка» от преждевременного падения вязкости. При езде с полностью открытым дросселем на максимальных оборотах происходит смешивание масла с бензином (с октановым числом 100 и более) или другими агрессивными видами топлива. Например, в российских этапах дисциплины дрэг-рейсинг для достижения предельной мощности автомобили используют метанол с закисью азота. Попадание в масло топлива и закиси азота постепенно ведет к снижению вязкости смазочного материала, переходу его на класс ниже (условно, превращению SAE 60 в 50, SAE 50 в 40 и т.д.). Гоночные команды меняют масло после каждого этапа даже в «спринтерских дисциплинах» (402 м в дрэг-рейсинге и 30 км в дрифте). Не забываем, что гонщикам в состязаниях важно выжать максимум возможностей из своих автомобилей. Владельцы же частных спорткаров могут быть спокойны: интервал замены масла в их случае остается стандартным, рекомендованным автопроизводителем.