Ил-86 – первый широкофюзеляжный пассажирский самолет в СССР
А вот широкофюзеляжных лайнеров в СССР долгое время не существовало. Даже когда в США появился Boeing-747, руководители Советского Союза отреагировали на это вяло. Дело в том, что огромная страна в таких летательных аппаратах (ЛА) в принципе и не нуждалась. В США и «загнивающую» Европу нашим людям был ход закрыт, только в составе небольших туристических групп из особо выдержанных. В такие страны как Куба и Индия никто массово и не стремился.
В общем, какой-то острой надобности в создании больших трансконтинентальных гражданских самолетов Советский Союз не испытывал. Хотя, престиж требовал ответить американцам, особенно после того, как в Европе появился свой большой авиалайнер – Airbus A300. Кстати, этот самолет создали специально, чтобы подорвать монополию Boeing-747, но это уже совсем другая история. Американский авиалайнер появился согласно законам капитализма – рынок требовал подобную модель, он ее и получил. Жители США могли себе позволить в те годы массовые полеты в разные страны мира. Для авиакомпаний выгодно было использовать для этого самые большие самолеты.
Boeing-747 сразу поднялся на голову выше всех конкурентов. Он задал новую планку, после чего другим брендам пришлось смириться, терпя убытки и пытаясь приспособиться к новым реалиям. В Европе это обернулось слиянием нескольких фирм из Великобритании, Франции и ФРГ, создавшим Airbus A300. Советскому Союзу не нужно было ни с кем конкурировать, а гражданская авиация вполне обходилась такими самолетами как: ✅ Ту-134/154 ✅ Ил-18/62 ✅ Як-40 Но и Аэрофлот сигнализировал о возросшей на него нагрузке. Благосостояние советских граждан росло – они начали больше летать на курорты. Билетов в сезон на всех не хватало – появился спрос.
Проектом сразу занялось КБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «малой кровью», то есть, создать самолет на шасси уже существующей модели. Так появился Ил-62-250. Данный летательный аппарат рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было недостаточно – понадобилось установить больше кресел в ряд. В самолете становилось тесно, уровень комфорта сразу же упал. Это было неприемлемо для авиалайнера, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Самый главный вопрос, который предстояло решить на первых порах – это довести число мест до 350. Казалось бы, ничего сложного в этом нет, знай себе, увеличивай фюзеляж. Но это не автобус, а самолет – для него важна аэродинамика. Поэтому пришлось постараться. В итоге летательный аппарат получился двухпалубным. Нижний ярус был отдан на откуп багажу, а пассажиры размещались на верхнем «этаже». Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского, КБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. Кресла там расположены по 9 штук в ряду с двумя проходами между ними, то есть блоками по 3.